+7 912 289-77-97

Соотношение частных и публичных законных интересов в налоговом праве

Адвокат Пестерева Валерия Адвокат Пестерева Валерия
620026, город Екатеринбург, ул. Белинского, д. 83 5-й этаж
Соотношение частных и публичных законных интересов в налоговом праве
В теории налогового права высказана точка зрения о делении субъектов налогового правоотношения (иногда – субъектов налогового права) на частных и публичных. Основанием для такого разграничения, по мнению авторов, выступает волевая характеристика указанных субъектов, их интересы, правосубъектность, а также иные особенности их положения в правоотношении. При этом обращено внимание на столкновение частных и публичных интересов в налоговых правоотношениях.

Указанная позиция представляется не вполне определенной и однозначной, поскольку термин «столкновение» может характеризовать как необходимость вступления в какие-нибудь отношения, так и конфликт.

Как следует определять взаимную связь между законными интересами различных субъектов налоговых правоотношений?

Признавая существование двух подсистем правосубъектов4: частных и публичных, в состав первой авторы включают налогоплательщиков, налоговых агентов, представителей, налоговых консультантов и сборщиков налогов и сборов. Публичная подсистема представлена, по их мнению, Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Законный интерес, в свою очередь, выступает одним из элементов правового статуса различных субъектов (участников) правоотношений, в том числе и налоговых.

Необходимо отметить, что категория «законный интерес» является весьма специфическим феноменом правовой системы современного общества, трудным для правильного и объективного юридического восприятия. В теории права она вызывает многочисленные споры. Наука налогового права также не содержит ее единообразного понимания.

На основе общетеоретических положений и разработок в области теории налогового права можно определить законные интересы субъектов налоговых правоотношений как юридические дозволения, проявляющиеся в стремлениях указанных субъектов, направленных на удовлетворение их потребностей, получение определенных благ, а также возможности в необходимых случаях воспользоваться мерами государственной защиты.

Налоговое право, являясь одной из подотраслей финансового права, относится к сфере публичного права.

Как справедливо отмечают А.В. Малько и В.В. Субочев, «в публичном праве законные интересы могут реализовываться лишь при определенном взаимодействии с государственными органами, государственной властью в «том или ином ее проявлении».

Наиболее распространенным методом налогового права является метод властных предписаний (или императивный, командно - волевой), одним из признаков которого выступает неравенство субъектов налоговых правоотношений. В первую очередь, оно находит свое проявление в обладании одних субъектов налоговых правоотношений юридически властными полномочиями по отношению к другим субъектам. Указанное позволяет сделать вывод о том, что одна из сторон правоотношения в налоговом праве обладает способностью оказывать определяющее воздействие на деятельность другой стороны.

Так, Д.В. Винницкий предлагает различать частную и публичную налоговую правосубъектность. Первая, по мнению автора, представляет собой предусмотренную налоговым законодательством способность индивидуальных субъектов, руководствуясь собственным (частным) интересом и подчиняясь в установленных законом случаях публичному интересу, выступать в качестве функционально подчиненной стороны в налоговых правоотношениях. Публичная налоговая правосубъектность определена автором как способность и одновременно обязанность государственных (муниципальных) органов и общественно – территориальных образований, руководствуясь на основе закона публичными (общественными) интересами и имеющими публичное значение частными интересами, выступать в налоговых правоотношениях в качестве управомоченной стороны, обладающей властными полномочиями.

О юридическом неравенстве сторон налогового, как и любого иного финансового правоотношения, говорит также М.В. Карасева. Автор поясняет, что в финансовом правоотношении стороны реализуют не одинаковую, а разную правоспособность.

Аналогичной является и позиция Конституционного Суда Российской Федерации: налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой и предполагают, в связи с этим, субординацию сторон: налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а налогоплательщику – обязанность повиновения.

Таким образом, приведенный анализ позволяет заключить, что границы реализации частных и публичных законных интересов в налоговом праве в значительной степени определены компетенцией государства, государственных органов, что может накладывать негативный отпечаток на реализацию законных интересов частных субъектов. Указанные (частные) субъекты налогового правоотношения могут столкнуться с невозможностью изменения ситуации настолько быстро, настолько это им необходимо, со сложностью процедурных форм и чрезмерно затянутыми сроками. Однако необъективно говорить о большей важности какого – либо из рассмотренных интересов. Возможности реализации частных и публичных законных интересов в налоговом праве должны быть тождественными, находиться на одном уровне.

Если у Вас имеются вопросы, которые граждане задают адвокату, просмотрите другие советы адвоката