+7 912 289-77-97

Куда жаловаться на управляющую компанию ЖКХ

Адвокат Пестерева Валерия Адвокат Пестерева Валерия
620026, город Екатеринбург, ул. Белинского, д. 83 5-й этаж
Куда жаловаться на управляющую компанию ЖКХ
Управляющая компания (УК) – структура, которая создана для руководства эксплуатацией и содержанием многоквартирных домов. Особенность УК заключается в том, что они занимаются управлением общего имущества в многоквартирном доме. При этом в их функции не входит техническое и санитарное содержание, оказание коммунальных услуг жильцам. Весь перечень услуг оказывают специализированные компании, а роль управляющей компании заключается в том, чтобы найти их и заключить с ними договоры на обслуживание дома. Но что делать, если УК не выполняет своих обязанностей? В этой статье мы расскажем, куда можно пожаловаться на управляющую компанию ЖКХ, и какие основания для этого нужны.

Все многоквартирные дома в городах переведены на обслуживание УК. Каждая семья заключает договор с компанией об управлении многоквартирным домом. УК, в свою очередь, заключает договоры с учреждениями, которые будут обслуживать дом: тепловодоканалом, сантехниками, электриками. Размер услуг определяют сами собственники жилья, но они ориентируются на размеры тарифов, которые утверждены местными властями населенного пункта.

Подобная структура управления многоквартирным домом появилась как альтернатива руководства хозяйствами домов. Кроме УК, руководство может осуществлять ТСЖ (товарищество собственников жилья) или напрямую самими владельцами квартир. В УК средства на содержание дома и полное его обслуживание сдают сами собственники квартир. Деньги концентрируются на счетах компании и расходуются на нужды дома согласно смете:

  • Проведение текущего и капитального ремонта.
  • Поддержка в порядке и чистоте дворовой территории.
  • Обеспечение соответствующего технического и санитарного состояния дома.

Статус УК прописан в законодательстве: ГК (глава 4), ЖК (ст. 168-176).

О правах и обязанностях управляющей компании


Между управляющей компанией и собственниками жилья заключается договор, в котором прописываются обязанности и права обеих сторон. УК должна выполнять обязанности неукоснительно, иначе жильцы могут потребовать расторжения договора и применения штрафных санкций к руководству. Основным пунктом обязательств является выполнение эксплуатационных и ремонтных работ. Жильцы, оплачивая эти услуги, имеют право требовать их качественного исполнения, но большинство людей не только не знают, куда жаловаться на управляющую компанию ЖКХ, но и вообще не подозревают о такой возможности влияния на эту организацию.

Обязанности обозначаются в договоре максимально конкретно, без возможности интерпретации при возникновении спорных ситуаций между УК и жильцами. Компания должна предоставлять ремонтные услуги 2 видов:

  • Капитальный – предусматривает качественные изменения в плане улучшения эксплуатационных характеристик здания.
  • Текущий – поддерживает характеристики объекта, не допуская их ухудшения.

УК имеет права, которые ей делегированы в соответствии с тем, что в договоре предусмотрены контролирующие и инспектирующие функции:

  • Взыскание задолженностей с жильцов за оплату коммунальных услуг.
  • Требование возмещения убытков с тех жильцов, по чьей вине они были причинены.
  • Возможность распоряжаться средствами для проведения ремонтных или эксплуатационных работ.
  • Проверка функционирования приборов учета воды.
  • Информирование муниципальных властей о незаконных действиях жильцов по проведению перепланировки квартир или несанкционированных способах эксплуатации квартир.

Управляющая компания призвана соблюдать интересы жильцов и работать в интересах большинства многоквартирного дома.

Сферы ответственности УК


Управляющая организация несет имущественную ответственность за нарушение условий договора, выполнение своих обязательств перед жильцами, за нерациональное использование денежных средств. Ответственность определена законодательно, поэтому допущение правонарушений более 2 раз влечет за собой лишение ее лицензии и права на осуществлении деятельности в сфере ЖКХ в дальнейшем.

Жильцы, внося ежемесячно средства на обслуживание дома, имеют право требовать от управляющей компании исполнения условий договора. Причинами недовольства граждан могут быть претензии по различным поводам:

  • Некачественное выполнение принятых обязательств.
  • Постоянные перебои с водоснабжением, отключение электричества.
  • Антисанитарные условия в коридорах и в иподъезде.
  • Некачественно проведенный ремонт или отсутствие такового.
  • Обветшание конструкций.
  • Длительное время не функционирует лифт или мусоропровод.
  • Низкая температура в квартирах в холодное время года.
  • Отсутствие освещения в подъезде.

Жильцы имеют право на основании договора подать жалобу на компанию. Куда можно пожаловаться на управляющую компанию? Жалоба направляется первоначально в саму УК или в надзорные органы: Роспотребнадзор или прокуратуру. Стандартной формы претензии не существует, жильцы пишут ее в произвольном формате.

Главное – перечислить все имеющиеся недостатки, чтобы в последующем при проведении проверки контролирующие органы могли убедиться в их правомерности.

Административное решение принимается контролирующими органами после проверки жалобы. Если сведения не подтвердятся или подтвердятся частично, то жильцы могут обратиться в вышестоящую инстанцию — в суд.

Куда жаловаться на управляющую компанию ЖКХ – самый актуальный вопрос граждан, которые озабочены беспорядком в своих домах. При возникновении жалоб на некачественное исполнение по эксплуатации дома, первую жалобу целесообразнее подать руководству самой компании. Если реакции не последовало, то следующей инстанцией должны стать инстанции по возрастающей.

Таким образом, при обращении в суд у жильцов дома на руках будут доказательства того, что на жалобы не последовало реакции. Для того чтобы судебное решение было объективным, у жильцов должны иметься на руках веские основания того, что компания не реагировала на претензии собственников квартир.

Куда можно пожаловаться на управляющую компанию?


Статья 28 Гражданского кодекса РФ рекомендует подавать исковое заявление на УК по месту ее расположения. Истцом в данной ситуации выступает собрание жильцов многоквартирного дома в лице представителя. Жильцы подают иск мировому судье при условиях:

  • Конфликт не имеет отношения к имущественным интересам.
  • Цена иска не превышает 50 тыс. рублей.
  • Истец затрудняется оценить самостоятельно стоимость ущерба, который нанесен собственникам в результате незаконных действий УК.
  • Иск подается с целью взыскать компенсацию за причиненный моральный ущерб.

Исковое заявление составляется в соответствии с законом. Действия истца прописаны в ст. 131 ГК. В тексте заявления должна присутствовать информация:
  • Наименование судебной инстанции.
  • Адрес расположения суда.
  • Данные об истце и ответчике.
  • Описание нарушений, которые допускает управляющая компания.
  • Доказательства, факты, подтверждающие правомерность претензий жильцов.
  • Перечисление инстанций, в которые жильцы обращались с просьбой разрешить проблему.
  • Результаты обращений в инстанции до обращения в суд.
  • Приложение с перечислением прилагающихся к заявлению документов.


Иск рассматривается 5 дней после его подачи и принимается к рассмотрению либо возвращается истцу с объяснением причин возврата. Чаще всего, заявление возвращается по причине недостаточности документов или неправильного написания иска.

Доработав документы до требуемых норм истец может подать заявление снова. Если истец заинтересован в скорейшем рассмотрении дела, то стоит обратиться за консультацией к юристу, который окажет помощь в написании искового заявления и формировании необходимых документов.

Размер госпошлины зависит от стоимости иска. Если речь идет об ущербе со стороны УК, то суд учитывает, во сколько он оценивается. Если она не превышает 1 млн. рублей, то госпошлина не выплачивается.

Последствия обращения жильцов с жалобой на УК


В зависимости от инстанции, в которую собственники адресуют жалобу, регулируется вопрос о недостатках в работе УК.

  • Обращение непосредственно к руководству УК с целью отрегулировать проблемы в досудебном порядке. Развитие ситуации предполагается в двух направлениях: требования принимаются во внимание и удовлетворяются или заявление игнорируется.
  • Куда жаловаться на управляющую компанию в Москве, например, если УК никак не отреагировала на жалобу жильцов? Рекомендуется обращение в Жилищную инспекцию. Она имеет полномочия на проведение проверки жилого фонда и применять административные или материальные санкции к УК.
  • Если решение инспекции не удовлетворило жильцов либо не привело к улучшению ситуации, то юристы посоветуют, куда пожаловаться на управляющую компанию в Москве. Следующий этап – Роспотребнадзор, который также имеет право инспектировать и применять меры административного воздействия в виде наложения штрафных санкций.
  • Самая высокая инстанция, куда жаловаться на управляющую компанию в СПб, Москве и в любом другом городе – это суд. Он рассматривает все предыдущие обращения жильцов в инстанции, претензии истца, меры воздействия, которые уже применялись к руководству УК. В зависимости от степени вины наказание может быть разным, от внушительного штрафа до уголовной ответственности.

Жильцы могут сменить УК. Это делается на общем собрании жильцов. Необходимо, чтобы за данное решение проголосовало больше половины собственников квартир. Новую компанию жильцы должны найти сами.

Если у Вас имеются вопросы, которые граждане задают адвокату, просмотрите другие советы адвоката